• Announcements

    • Nareco

      ՈՒՇԱԴՐՈՒԹՅՈՒՆ   11/19/2015

      Հարգելի ֆորումականներ, ֆորումը այսուհետ ենթարկվելու է ԽԻՍՏ ՄՈԴԵՐԱՎՈՐՄԱՆ: Դադարեցնում ենք  1. անիմաստ (SPAM) գրառումները, այսինքն այն «կարծիքները», որոնք կարող են բաղկացած լինել ընդամենը մեկ կամ մի քանի նշանից, սմայլներից, որոնք ուղղակի արտահայտում են համաձայնության կամ անհամաձայնության նշան: 2. CAPS LOCK-ով գրված անխտիր բոլոր գրառումները: 3. հայհոյական-վիրավորական բոլոր պիտակավորումները, կետիկներով քողարկված հայհոյանքները, փողոցաժարգոնային բառապաշարը: 4. հասարակա-քաղաքական թեմաների քննարկումներում պահպանում ենք փոխադարձ հարգանք զրուցակցի, բանավիճողի հետ Ողջունում ենք 1. Հայալեզու գրառումը գրում ենք հայատառ, ռուսալեզուն՝ ռուսատառ և այլն, այսօր այդ հնարավորությունը արդեն կա, եթե նախկինում ըմբռնումով էինք մոտենում այս հարցին, ապա շատ մոտ ապագայում ֆորումում չի թույլատրվելու լատինատառ հայերեն, լատինատառ ռուսերեն օգտագործել: Ժամանակն է անցնել շփման որակյալ ավելի բարձր մակարդակի: 2. Բոլոր այն գրառումները, որոնք իրենցից իրոք արժեք ու իմաստ են ներկայացնում և հետաքրքրացնում են մեր ֆորումը:  
Sign in to follow this  
Followers 0
Hayk89

История Армении

283 posts in this topic

ТИГРАН II ВЕЛИКИЙ

083ux8.gif

Фигура Тиграна Великого до сих пор будоражит воображение не только ученых, деятелей культуры, военных, политиков, но и практически любого армянина.

Тигран Великий стал национальной гордостью армянского народа, символом победы и веры в собственные силы.

Тигран не только доказал возможность превращения Армении в великую державу как в военно-политическом, так и в экономическом и культурно-просветительском аспектах, но и на практике воплотил это.

По существу, Тигран Великий является, пожалуй, единственным армянским царем, факт создания которым великой империи не вызывает абсолютно никаких сомнений и споров как у армянских, так и у зарубежных историков.

Великая Армения эпохи Тиграна Великого оставила глубокий след не только в истории армянского народа, но и в мировой истории, хотя этот след вот уже более двух тысячелетий достаточно последовательно пытаются стереть, и, надо отдать должное, данная политика дает свои негативные плоды, к примеру, в армянское сознание внедряют идею, что, якобы, империя Тиграна была второстепенной державой, не игравшей в истории человечества той роли, которую играли, например, такие великие державы того времени, как Рим или Парфия (современный Иран).

Естественно, это не только не соответствует действительности, но и в корне искажает эту действительность. Это понятно, ведь у нашего народа действительно колоссальный внутренний потенциал, и многие силы на протяжении тысячелетий систематически и достаточно кропотливо пытаются уничтожить данный потенциал. Тигран Великий был одним из тех немногих, кто оказался в состоянии консолидировать этот потенциал и направить его в определенное русло.

Именно недостаточная консолидация этого колоссального и находящегося по преимуществу в скрытом состоянии потенциала, особенно, на этнической родине, в мононациональной среде и к тому же в течение достаточно длительного времени, и представляется самым главным препятствием на пути реального возрождения былого величия армянской нации. Тигран сумел консолидировать потенциал армянской нации, и одного этого уже было достаточно, чтобы сделать все для его дискредитации и чтобы подвергнуть сомнению его наследие и вклад в армянскую государственность.

Для получения более полной картины наследия Тиграна Великого необходимо рассмотреть основные этапы его биографии и ключевые геополитические достижения его правления. Тигран Великий родился в 140 г. до н.э.

Он был правнуком царя Арташеса Великого, который восстановил независимость Армении от империи Селевкидов и основал новую династию Арташесянов. В 112/111 гг.до н.э. Тигран, будучи престолонаследником, был взят в качестве заложника в Парфию для того, чтобы последняя оказывала еще более сильное влияние на Армению. Но в 95 году до н.э. армянский престол оказался свободным ввиду смерти отца Тиграна Великого – царя Тиграна I. Настало время царствования Тиграна II.

Однако парфянский двор не торопился отпускать Тиграна II в Армению. До этого престарелый парфянский царь усиленно пытался женить Тиграна на одной из своих дочерей и оставить его в Парфии, но эти усилия оказались тщетными. То, что парфяне стремились всеми доступными способами оставить Тиграна у себя в стране, показывает, что этот человек обладал незаурядными качествами, которых всерьез опасались парфяне, тем более, что Тигран был уже немолодым человеком.

Он вступил на престол, когда ему было уже 45 лет, и действительно прошел сквозь огонь, воду и медные трубы, причем, прошел с честью, и именно это вызывало опасение и страх у парфян. Ведь на армянский престол восходил не только, выражаясь современным языком, государственник до мозга костей, всецело преданный национальным, а не личным интересам, но и государственный деятель, прекрасно осведомленный о внутриполитической ситуации в доминирующей тогда державе региона – Парфянской империи. Если бы на армянский престол восходил человек, имеющий жизненные ценности, прямо противоположные тому, что имел Тигран II, это было бы только на руку Парфии и другим государствам, заинтересованным в ослаблении и конечном уничтожении армянской государственности. И такие люди получали бы всякую поддержку этих стран.

Но Тигран II не был человеком такого типа, и парфянам необходимо было сделать все возможное для создания такой ситуации, при которой Тигран волей-неволей вынужден был бы подчиняться Парфии. Устранить его физически они не могли. Это вызвало бы слишком негативную реакцию как в Армении, так и в других государствах и подорвало бы доверие к Парфии. Тем более, что тогда никто в Парфии и не предполагал, на что способен и что сделает Тигран II.

Но чтобы быть более уверенным, парфяне осуществили весьма вероломный и действительно иезуитский, но политически оправданный с точки зрения их национальных интересов, шаг. Он заключался в следующем: как условие беспрепятственного возвращения Тиграна в Армению в качестве царя парфяне потребовали у армянского владыки передачи им ряда территорий, известных в истории под названием 70 долин. Эта территория полностью включала в себя крупнейшее озеро Армянского нагорья - Капутан/Урмия (ныне территории Ирана), провинцию Пайтакаран с выходом к Каспийскому морю, часть Васпуракана.

Данный шаг одновременно решал две стратегически важные задачи.

Во-первых, переход данных территорий под контроль Парфии являлся сильным ударом по обороноспособности и экономике Армении. Это открывало прямой путь в сердце Армении – Араратскую долину, где находились крупнейшие города и столица страны. Армения лишалась также озера Капутан и прилегающих к нему территорий, где добывался и экспортировался в страны региона стратегически важнейший тогда продукт – поваренная соль. Армения лишалась также выхода к Каспийскому морю и богатого пастбищами Пайтакарана.

Получив данные территории, Парфия, естественно, получала и весьма действенный рычаг воздействия на Армению, которая становилась менее защищенной.

Во-вторых, добившись от Тиграна аннексии этих территорий, парфяне наносили сильнейший удар по имиджу все еще не взошедшего на армянский престол нового царя, который в глазах соотечественников становился человеком, готовым на все ради власти и кресла.

Между тем, тогда Армения была разделена на несколько частей: Великая Армения, Малая Армения и Тсопк (Софена), а ряд исторических армянских земель были заняты другими государствами. На фоне всего этого дополнительная сдача очередных весьма значительных по площади территорий делали Тиграна еще до коронации предателем и агентом в глазах собственного народа. Но несмотря на все это, Тигран был вынужден согласиться на условия парфян.

Как видно, новый царь, еще не взойдя на престол, оказался в крайне сложной внутриполитической ситуации. Не менее сложной была и внешнеполитическая ситуация в регионе. С юга и юго-запада с Арменией граничила Парфия, которая тогда стремилась к глобальной гегемонии и никогда не скрывала своего экспансионизма в отношении Армении. На юго-востоке с Арменией граничила империя Селевкидов, бывший глобальный гегемон и правопреемница империи Александра Македонского, которая,

На юго-востоке с Арменией граничила империя Селевкидов, бывший глобальный гегемон и правопреемница империи Александра Македонского, которая, несмотря на крупные территориальные потери, все еще была сильным государством, в зоне влияния которой находилось армянское царство Тсопк и которая постоянно пыталась расширить свою территорию, в первую очередь, за счет Армении.

С севера усиливалось Понтийское царство, которое также проводило экспансионистскую политику и сумело включить в сферу своего влияния ряд армянских земель, в том числе, и Малую Армению, а также Каппадокию (ныне в центральной части современной Турции), значительную часть населения и политического руководства которой составляли армяне. На малоазиатском побережье Эгейского моря в то время уже начал попытки закрепления восходящий гегемон – Рим, который также не скрывал своего желания подчинить себе все территории в Малой и Передней Азии, Египет и другие страны.

В такой геополитической ситуации и начал свое царствование Тигран II. Однако новый армянский царь оказался не только прекрасным знатоком внутрипарфянской действительности, но и величайшим геополитиком своего времени.

Именно поэтому он и согласился на предложенные Парфией кабальные условия, четко представляя себе, что при ведении правильной политики, которую Тигран, по всей видимости, разработал еще будучи заложником у парфян, можно будет в скором времени не только вернуть переданные Парфии земли, но и начать объединение армянских земель и создание сильного армянского государства.

В самой Парфии были ряд факторов, использование которых давали Тиграну прекрасную возможность для успешной борьбы против нее.

Дело в том, что в Парфии началась сильная внутренняя борьба за власть, а само государство на протяжении последних 50 лет вело ряд кровопролитных войн, наиболее разорительной из которых была война с племенами саков, живших на территории современной Центральной Азии и Афганистана.

Однако для того, чтобы осуществить свои планы и задумки, необходимо было в первую очередь консолидировать народ в самой Великой Армении. Для этого необходимо было получить доверие народа.

Поэтому параллельно укреплению и реформированию армии Тигран должен быть разработать и осуществить военную кампанию, которая не только должна была иметь военно-стратегическое значение, но и важнейшее психологическое значение для армянского народа в целом. Кстати, реформирование армии Тигран сделал за поразительно короткие сроки – в течение почти одного года. Такой кампанией могло стать лишь присоединение Тсопка. В 94/93 гг., т.е всего через год после восхождения на престол, Тигран воссоединяет Тсопк с Великой Арменией.

Это было событием поистине общенационального масштаба. Воссоединение Тсопка полностью сняло всякие подозрения и недоверие народа к своему царю. Стало ясно, что новый царь не является иностранным ставленником, а тем лидером, которого нация ждала уже давно. Воссоединение Тсопка имело не только психологическое значение и возродила веру армянского народа в собственные силы, но и имело важнейшее экономическое значение. В Тсопке имелись богатые залежи металлов и там были сосредоточены лучшие мастеровые Армении. Таким образом, присоединив Тсопк, Тигран также усилил, выражаясь современным языком, военную промышленность страны.

Воссоединение Тсопка вызвало негативную реакцию у государства Селевкидов, так как это было прямым ударом по позициям данного государства, под влиянием которого и находился Тсопк. Но Парфия и Понтийское царство отнеслись к этому спокойно. Обеим было выгодно, чтобы позиции государства Селевкидов были подорваны. К тому же, ухудшение отношений между государством Селевкидов и Арменией давали как Парфии, так и Понтийскому царство возможность усилить свои позиции в одном или другом государстве путем заключения соответствующих договоров.

В 93 году до н.э. Армения заключила договор с Понтийским царством. Данный договор положил начало долгосрочному стратегическому сотрудничеству между двумя государствами. Более того, наряду с договором стратегический союз между Понтой и Арменией был скреплен также браком Тиграна с дочерью понтийского царя.

Этот стратегический союз давал возможность царю Понты Митридату VII Евпатору, обезопасив свой тыл, начать готовится к расширению своих владений в Малой Азии и стать преградой на пути римской экспансии. Армения в свою очередь также обезопасила свой тыл с севера и северо-запада и получила возможность возвращения потерянных территорий. Интересно, но Тигран согласился на то, чтобы Малая Армения вошла в состав Понтийского царства. Если Митридат, выдав свою дочь за армянского царя, пытался таким образом воздействовать на армянский двор, то, дав свое согласие на то, чтобы Малая Армения вошла в состав Понтийского царства, а ее территория была равна территории собственно Понты, Тигран получил весьма сильный фактор воздействия на политику своего союзника.

Создав выгодную для себя геополитическую конфигурацию, Тигран в 93 году до н.э. присоединил к Армении некоторые части Каппадокии. Между 91 и 87 гг. до н.э. в состав Великой Армении вошли Вирк (Грузия) и Агванк (Кавказская Албания). Осуществив все эти мероприятия, Тигран создал необходимые предпосылки для схватки с основным соперником – Парфянской империей. В 87 году началась армяно-парфянская война, которая закончилась в 85 году полным поражением Парфии. Парфия потеряла не только обширные территории, но ее монарх уступил армянскому царю титул «царя царей».

Такое в истории Ирана сумели сделать лишь Александр Македонский и Тигран Великий. Парфия стала зависимым от Армении государством. Более того, союзниками Армении стали ранее подвластные Парфии племена в Центральной Азии и на побережье Персидского залива. Здесь может возникнуть вопрос: почему Тигран не включил всю территорию Парфии в состав Армении, тем более, что парфяне потерпели сокрушительное поражение и армянские войска стояли у стен столицы Парфянской империи – Ктесифона (развалины этого города находятся сейчас неподалеку от Багдада)? Дело в том, что если бы Тигран покорил всю Парфию, то поддержание в покорности все племена, подвластные парфянам, особенно в Центральной Азии, Афганистане и Индии, было бы слишком большой нагрузкой и стало бы распылять силы государства. Гораздо более целесообразным была вассальная зависимость Парфии от Армении и поддержание стабильности в среде воинственных племен самой Парфией.

После подчинения Парфии, в 83 году Тигран начал кампанию против другой империи – государства Селевкидов. В том же году государство Селевкидов прекратило свое существование. В исторических учебниках указано, что конец существованию государства Селевкидов поставили римляне, но это не соответствует действительности, так как почти за два десятилетия до вступления римских войск на территорию этого государства, оно уже было покорено Тиграном Великим. В 83/82 годах частью империи Тиграна стало и Набатейское царство на побережье Красного моря.

Таким образом, к концу 80-х годов до н.э. Армянская империя стала гегемоном на всем Ближнем Востоке. Для того, чтобы представить размеры этого государства, необходимо попросту указать, что в его состав входили: около 35-40% территории современного Ирана, все Закавказье, почти половина Ирака, вся Сирия, Иордания, Ливан, Израиль, северная, прилегающую к Красному морю часть Саудовской Аравии, не говоря об исторической территории Великой Армении, большая часть которой на сегодня находится под контролем Турции. Тигран взял под контроль все важнейшие торговые пути из Индии и Китая в Европу. То, что он завоевал Набатейское царство, которое, как уже отмечалось, располагалось на побережье Красного моря в пределах территорий современных Иордании, Израиля и Саудовской Аравии, т.е. в пустыне, указывает на то, что у Тиграна, по всей видимости, были планы и по включению в состав Армении Египта.

Столицей страны стал новый город – Тигранакерт, который располагался в провинции Агдзник Великой Армении. Кроме этого, были построены еще три других Тигранакерта, один из которых ныне находятся в Арцах(карабах)е.

Тигран Великий, в отличие от других завоевателей, не уничтожал подвластных ему народов и их города. Наоборот, все крупные города и даже столицы стран-соперниц Армении стали торговыми, финансовыми и крупными политическими центрами. Особо хотелось бы здесь отметить столицу государства Селевкидов – Антиохию.

Однако в империи Тиграна Великого, особенно, по мере старения царя царей, постепенно появлялись контуры весьма опасных внутриполитических процессов. Интересно, но все сыновья Тиграна от дочери понтийского царя оказались, по существу, предателями как по отношению к отцу, так и Армении.

Старший из этих сыновей, Зарей, отчеканил монету с надписью «царь царей Зарей» в то время, как Тигран находился далеко от столицы. Он поднял мятеж, но был разбит и обезглавлен Тиграном Великим. Другой сын надел царскую корону, когда отец упал в обморок во время охоты. За это он поплатился своей головой. Третий сын сыграл, пожалуй, наиболее негативную роль, подняв восстание против отца на стороне Рима.

Столкновение двух великих держав – Рима и Армении - стало неизбежным в конце 70-х-начале 60-х годов до н.э. Понтийское царство, которое долгие годы препятствовало проникновению Рима в Малую Азию, после трех войн, известных в истории под названием Митридатовы войны, в 71 году до н.э. было практически оккупировано римлянами, а царь Митридат VI нашел убежище у Тиграна.

На требования выдать понтийского царя Армения ответила отказом. В 69 году в Армению вторгся римский полководец Лукулл, отличившийся в войне с Понтийским царством. В том же году Лукуллу удалось взять столицу империи Тиграна – Тигранакерт, но в следующем 68 году римская армия потерпела сокрушительное поражение от войск Тиграна Великого в битве на реке Арацани.

Армения восстановила свою власть над всеми до того подконтрольными территориями. Однако война между двумя империями на этом не закончилась. В 66 году до н.э. в Армению вторгся другой и очень известный римский полководец – Гней Помпей или Помпей Великий. Почти в тоже самое время с юга в Армению вторглись парфянские войска. Тигран Великий не стал воевать с римлянами и подписал договор, в соответствии с которым уступил Риму армянские малоазиатские владения. Парфянскую армию Тигран Великий разгромил в 66 году у стен Арташата. Армянская империя, таким образом, уступила свою гегемонию Риму.

Данный договор Тиграна в истории, в том числе, как ни парадоксально, и в армянской истории воспринимается достаточно однозначно. Принято считать, что Тигран попросту был не в состоянии противостоять армии Помпея. Однако данное утверждение не только не верно, но и является результатом римской пропаганды. Дело в том, что Тигран Великий осуществил гениальный и стратегически безупречный дипломатический маневр в отношении Рима. Данный маневр, без преувеличения, оказал влияние на всю последующую историю Рима и, можно сказать, мира. К большому сожалению, данный маневр до сих пор вообще не исследован армянской исторической наукой.

Тигран, естественно, мог бы без особых усилий одолеть армию Помпея, тем более, что за два года до этого армянские войска разгромили армию Лукулла. Но заключение договора с Помпеем стало намного более сильным ударом по Риму, нежели военная победа над Помпеем. Дело в том, что в те времена Рим вступал в совершенно новый период своего развития. Подходил к концу республиканский период его истории и постепенно наступал имперский период.

И здесь на первые роли встали три великих полководца и государственных деятеля: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс и Гней Помпей. Тигран, среди прочего контролировавший торговые пути из Азии в Европу, а тогда торговцы были наиболее информированными и образованными людьми, не мог не знать, что именно эти три деятеля будут бороться за власть, причем, за власть абсолютную и будут бороться именно между собой. Поэтому, заключив договор с Попмеем, он добавил ему «лавров» победителя Тиграна и послал в Рим и против Рима. Иначе, победив Помпея, в Армению вторгся бы Цезарь или Красс. Если даже он победил бы одного из них, то другому было бы намного легче взять в Риме власть в свои руки, а уж потом начать поход против Армении.

А Тиграну тогда было уже 74 года, и этот возраст, если бы Тигран не осуществил того маневра, мог бы сыграть злую шутку над всем армянским народом. Между тем, чем больше претендентов было бы в борьбе за власть в Риме, тем лучше было для Армении, ведь римляне были бы заняты своими внутренними проблемами и им не было бы дела до Армении. В 64 году Тигран заключает договор с Парфией и таким образом закладывает основу будущего стратегического союза двух государств против Рима.

Кстати, уже в 60 году до н.э. Цезарь, Красс и Помпей заключили так называемый первый триумвират, который и правил Римом несколько лет. Но вскоре среди них разгорелась сильная борьба за власть. Чтобы устранить Красса, в 55 оду, в год смерти Тиграна Великого, его послали наместником Сирии, откуда Красс направляется в поход против парфян. Но в битве при Каррах парфянам удается разгромить его войска, а отрубленную голову римского полководца отправляют парфянскому царю, который гостил тогда у сына Тиграна Великого – царя царей Артавазда II в Арташате. Голову им привезли, когда цари смотрели поставленный Артаваздом спектакль в арташатском театре.

Затем в 49 году начинается гражданская война в Риме между Помпеем и Цезарем. Именно в этом году армяно-парфянские войска берут под свой контроль территории практически всей Малой Азии, изгнав оттуда римлян. В 48 году Помпей погибает, но гражданская война этим не заканчивается. Сыновья П0омпея ведут борьбу вплоть до смерти самого Цезаря в 44 году. И после этого борьба за власть в Риме не прекращается. Она заканчивается лишь в 31 году до н.э., т.е. в общей сложности напряженная внутриполитическая ситуация в Риме длится более 33 лет. И в этом прямая заслуга Тиграна Великого.

Римляне поняли стратегический замысел Тиграна Великого и не могли ему простить этого. Именно этим можно объяснить то, что все труды, в которых дана объективная картина деятельности и персоналии Тиграна Великого, целенаправленно уничтожались римлянами. Труды таких авторов, как Метродор Скепсийский, Гераклид, Тевкр Апполонид, Диафант, написанные на греческом и сирийском языках, были полностью уничтожены. Вследствие подобной политики уничтожения документов армянской, греческой, сирийской и понтийской историографии, первоисточниками о Тигране стали тенденциозно написанные труды римских государственных деятелей, таких, как Сулла, Лукулл, Помпей. Тем не менее, фигура Тиграна интересовала многих неармянских историков, писателей и деятелей культуры. Например, европейские композиторы посвятили Тиграну 24 оперы. Некоторые эксперты считают, что одна из них была написана самим Вивальди.

Деятельность и наследие Тиграна Великого имеет непосредственное отношение и к Арцаху. Наиболее преданные войка Тиграна, в том числе, его личная охрана состояла почти исключительно из арцахцев. Один из четырех Тигранакертов и единственный находящийся под армянским контролем находится около города Агдам. Не случайно, что именно во время Арцахской войны и были освобождены остатки легендарного города.

Данные кажущиеся на первый взгляд второстепенными факторы на самом деле имеют более глубокое и до сих пор не объяснимое значение для судьбы нашего народа. Не для кого не секрет, что возрождение армянского народа и армянской государственности началось с Арцаха. На данный момент три важнейших атрибута, которые в состоянии возродить былое величие нашего народа находятся именно в Арцахе: Гандзасар, где похоронена голова Иоанна Крестителя, что символизирует веру в Бога, развалины Тигранакерта, что символизирует веру в собственные силы, и Амарас, где Месроп Маштоц основал первую школу, что символизирует армянскую цивилизацию. И надо всегда помнить, что потеря в прямом и переносном смысле хоть одного из этих атрибутов будет иметь непредсказуемые последствия для всего армянского народа.

Давид Бабаян, кандидат исторических наук.

Взято с сайта Hayastan.com

7

Share this post


Link to post
Share on other sites

20tigranes95-66.gif

Завоевания Тиграна Великого :flag1:

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

apres aper

aper, ete karas avelacra infon!!!

mersi, hetaqrqir er

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
apres aper

aper, ete karas avelacra infon!!!

mersi, hetaqrqir er

Постараюсь... найти же надо :)

P.S. На историю правления Тиграна II можно целый голливудский фильм снять..кто бы занялся

Все про Римлян сейчас говорят будто, других великих народов не существовало тогда...

Edited by Hayk89

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вардан Мамиконян и Аварайрская битва

>http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварайрская_битва

225px-Vardan_Mamikonyan.jpg

225px-Vartan_Mamikonyan_statue.jpg

220px-Battle_of_Avarayr.jpg

Edited by Hayk89

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Noah's Ark discovered. Again.\

A Chinese Christian filmmaker is the latest in a long line of religiously funded expeditions claiming to have found the final resting place of Noah's Ark on Turkey's Mount Ararat.

full story


/>http://www.csmonitor.com/Science/2010/0428/Noah-s-Ark-discovered.-Again.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Մայիսի 28. անկախության նախերգանք

28.05.10

92 տարի առաջ հենց այս օրը վեցդարյա ընդմիջումից հետո մեր երկիրը պայքարով վերագտավ իր անկախությունն ու պետականությունը: Սարդարապատի հուշահամալիրը վկան է մեր հայոց մեծագույն հաղթանակի, որն ապացուցեց, որ ազատ եւ անկախ Հայաստանն այլեւս երազանք չէ:

Ավանդաբար Սարդարապատի հուշահմաալիր են այցելում Հայաստանի բարձրաստիճան պաշտոնյանններ, քաղաքական ուժերի ներկայացուցիչներ, հասարակ քաղաքացիներ, աշխարհի տարբեր տեղերից մեր հայրենակիցները, նույնիսկ օտարերկրացիներ:

Գարո Հովսեփյան. "Հպարտ ենք, որ նախ այսքան տանջանքի վերջում ազատ անկախ Հայաստան ունեցել ենք, դրա շարունակությունն է, ու այսօր մենք կվայելենք, չլար մայիսի 28, չլար Արամ Մանուկյան, մենք այսօր կռնար կորցրած լինեինք հայրենիք մը":

Վարուժան Գրիգորյան, Ֆրանսահայ. "Ասիգա արդեն իմ 130-րդ այցելությունն է Հայաստան 40 տարվա ընթացքում Սարդարապատ մի քանի անգամ եկել եմ, բայց այսօր մայիսի 28-ն է մեր տոնն է, անպայման պետք է ներկա գտնվեինք, հիշեինք այդ օրը":

Վաղ առավոտից հուշահամալիր տանող ճանապարհը ողողված է ծաղիկներով, երգով, պարով, եռագույն ժապավեններով, պաստառներով ու դրոշակներով: Այստեղ հավաքված թե պաշտոնական այրերը, թե քաղաքացիները, մի խոսքով բոլոր մասնակիցների ոգեւորությունը շատ մեծ է, համոզմունքը մեկ` հայոց ոգին չի նահանջելու, քանի որ Սարդարապատի ոգին մեզ հետ է:

Տիգրան Սարգսյան, ՀՀ վարչապետ. "Մայիսի 28-ին մենք այցելում ենք Սարդարապատ մեր հարգանքի տուրքը մատուցենք այն մարդկանց, ովքեր զենքով կարողացան մեր երկիր բերել անկախությունը եւ ըստ էության հիմք դրեցին մեր անկախ պետականության համար":

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Նրանք պետություն կերտեցին

1918 թվականի մայիսի 28-ին մեր ազգը փյունիկ թռչնի նման վերածնվեց: Սարդարապատի ճակատամարտը որերորդ անգամ հաստատեց` «Ով հայ ժողովուրդ, քո միակ փրկությունը քո հավաքական ուժի մեջ է»: Այս պարզ ճշմարտության գիտակցմամբ Դաշնակցության կողմից հիմքը դրվեց Հայաստանի Առաջին հանրապետության:

Բնաջնջված ժողովուրդն իր ծվատված հողի վրա հնարավոր դարձրեց անհնարինը` պատերազմեց ու հաղթե՛ց թուրքերին: Կենաց ու մահու կռվում այս էլ որերորդ անգամ հետ վանվեց մահը` Աստծո օգնությամբ ու հայի ինքնապաշտպանական բնազդով:

Չնայած ուժերն անհավասար էին, չնայած մեր ազգը Եղեռն էր ապրել թուրքերի ձեռքով, խաբվել ռուսներից, քայքայվել դավաճաններից, այնուամենայնիվ, դրսի ու ներսի թշնամիներից բզկտված, պետականություն չունեցող ժողովուրդը հաղթանակեց` հաստատելով, որ կռվի ելքը կամքն է որոշում:

1918 թվականի ապրիլի 10-ին թուրքական բանակը, խախտելով Երզնկայի զինադադարը, հարձակման անցավ եւ մայիսի 15-ին գրավեց Ալեքսանդրապոլը, 21-ին` Սարդարապատը: Հարձակումը շարունակեց Երեւանի ուղղությամբ: Օրհասական օրերին, երբ թշնամին երկու քայլի վրա էր Էջմիածնից, կաթողիկոս Գեւորգ Ե Սուրենյանցը չլքեց նստավայրը` ոգեւորելով մարտիկներին: Համախմբվեցին բոլորը` դաշնակցական ու անկուսակցական, հոգեւորական ու աշխարհիկ, ռամիկ ու քաղաքագետ, աղքատ ու հարուստ, եւ վճռական ճակատամարտը ավարտվեց բաղձալի հաղթանակով:

Նրանք մեզ համար ՊԵՏՈՒԹՅՈՒՆ ստեղծեցին: Պարտավոր ենք գնահատել մեր ինքնությունը արյան գնով պահպանած մարդկանց եւ, գիտակցելով նրանց սխրանքի վեհությունը, նրանց պես անձնազոհաբար գործել պետության համար վճռորոշ պահերին: Նաեւ` դասեր քաղենք պատմությունից. պարտադիր չէ վիճակն օրհասական լինի` նոր միավորվենք...

Այդ օրերի հերոսամարտերում հերոս էին բոլորը: Պարզապես հիշեցնենք նրանցից երկու անուն, որոնց պետք է ընդմիշտ հիշել` եթե անգամ մոռանալու լինենք սեփական անունը. հայ ազգային զորամասերի ընդհանուր հրամանատարն էր գեներալ Թովմաս Նազարբեկյանը, իսկ թիկունքի կազմակերպումը եւ Երեւանի անմիջական պաշտպանությունը դրված էր Արամ Մանուկյանի վրա:

Շնորհավորում ենք աշխարհասփյուռ հայ ժողովրդին փառապանծ այս տոնի առթիվ, մաղթում առողջ միտք, հզոր կամք, պետականակերտ սերունդ ու ազատագրված հայրենիք:

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ребят не поможите есть ли книга по истории Армении на русском языке????? Очень хочу прочесть, но на армянском навряд ли осилю!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Չլիներ Սարդարապատը` Արեւելյան Հայաստանը նույն ճակատագրին էր արժանանալու, ինչ Արեւմտյանը

28.05.2010

Սարդարապատի հերոսամարտում հայ ժողովուրդը նվաճեց իր գոյատեւելու եւ պետականություն ունենալու իրավունքը:

«Եթե պարտվեինք Սարդարապատում, Բաշ Ապարանում, մենք կորցնելու էինք Երեւանը: Իսկ Երեւանը գրավելուց հետո Արեւելյան Հայաստանը այն նույն ճակատագրին էր արժանանալու, ինչ Արեւմտյանը: Թուրքերը ձգտում էին իրականացնել իրենց պանթյուրքիստական ծրագրերը, որոնք մինչ այժմ էլ կան: Չմտածենք, թե այսօրվա Թուրքիան հրաժարվել է իր այդ պլաններից»,- այսօր «Հայելի» ակումբում ասաց ԵՊՀ պատմության ֆակուլտետի դեկան Էդիկ Մինասյանը:

Նրա խոսքերով` հայ ժողովուրդը կանգնած է եղել մեռնելու կամ հաղթելու երկընտրանքի առջեւ: Թուրքերն իրենց առաջխաղացումների ընթացքում ամեն բնակավայր մտնելիս ցեղասպանություն էին իրականացնում, եւ սրա վերաբերյալ բազմաթիվ վկայություններ կան. օրինակ` պատմվում է, թե ինչպես են Շիրակի մի քանի գյուղերում հարյուրավոր մարդկանց հավաքել մարագներում ու այրել:

Սարդարապատի ու Բաշ Ապարանի մարտերի արդյունքում փրկվեց հայ ժողովրդի շարունակականությունը, եւ դրվեցին հայոց պետականության հիմքերը: Եվ այս մարտերում տարված հաղթանակները համայն հայության միասնականության արդյունքն էին: «Մեր ժողովրդի բոլոր զանգվածները` անկախ քաղաքական հայացքներից, կուսակցական պատկանելությունից, սոցիալական շերտավորումներից, համախմբվեցին, միակամ ոտքի ելան եւ հաղթանակ տարան անարգ թշնամու դեմ»,- նշեց Է. Մինասյանը: Պայքարի էին ելել թե՜ հասարակ ժողովուրդն ու զինվորականները, թե՜ մտավորականներն ու հոգեւորականները:

Չնայած կարեւորագույն ռազմական հաղթանակներին` 20-րդ դարասկզբին հայ դիվանագիտական միտքը սխալներ է թույլ տվել, եւ դրանցից պետք է դաս քաղել մերօրյա ժամանակներում, հատկապես` Արցախյան հիմնախնդրի լուծման պարագայում: Է. Մինասյանի խոսքերով` այսօր բանակցությունների սեղանին պետք է դրվի Շահումյանի եւ Արցախի հյուսիսային այն բոլոր շրջանների վերադարձման հարցը, որոնք կորցրել ենք:

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ребят не поможите есть ли книга по истории Армении на русском языке????? Очень хочу прочесть, но на армянском навряд ли осилю!

dumaiu tebe nado nachat' s etogo

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

«История Армении»

В ТРЕХ ЧАСТЯХ

РАССКАЗАННАЯ МОВСЕСОМ ХОРЕНАЦИ

ПО ПРОСЬБЕ

САХАКА БАГРАТУНИ
/>http://www.vehi.net/istoriya/Armenia/khorenaci/01.html

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

dumaiu tebe nado nachat' s etogo

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

«История Армении»

В ТРЕХ ЧАСТЯХ

РАССКАЗАННАЯ МОВСЕСОМ ХОРЕНАЦИ

ПО ПРОСЬБЕ

САХАКА БАГРАТУНИ
/>http://www.vehi.net/istoriya/Armenia/khorenaci/01.html

Goleador jan -- NOT FOUND(404)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Goleador jan -- NOT FOUND(404)


/>http://www.vehi.net/istoriya/Armenia/khorenaci/index.html


/>http://www.armeniaonline.ru/Armenia/movses_xorenaci_1.php


/>http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Horen/frametext31.htm

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В России издана новая книга о Геноциде армян

В день памяти жертв Геноцида армян судья Верховного Суда России Александр Иванович преподнес главе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии ААЦ, епископу Езрасу Нерсесяну исторический роман «Карсъ: проклятая память», автором которого является он сам. Роман посвящен памяти матери автора, уроженке Карса Василисы Тимофеевны.

Отречься от памяти может только наказанный Богом народ – такова идея этого художественно-документального произведения, сообщает газета армян России «Еркрамас».

«Трагедия армянского народа общеизвестна, геноцид армян легко доказуем, и никакие ухищрения не скроют геноцид от человечества. Мой отец – уроженец города Ардагана, моя мать – уроженка города Карса вместе с армянами дважды бежали от турецких погромов из Карсской области. Их отцы и деды жизнью своею заплатили за то, чтобы их женщины и дети смогли спастись. Что такое геноцид отец и мать видели воочию и всю свою жизнь рассказывали об этом своим детям», - пишет автор.

В историческом романе «Карсъ: проклятая память», который в марте текущего года вышел в свет, отражены эпизоды геноцида армян, кровавые, живые картины которого были переданы Александру Ивановичу его родителями. Хранится в его семье и вещественное доказательство геноцида – панорамный снимок армянской слободы Карса 1918 года со следами варварства.

«Сорок лет Карс и Карсская область в составе Российской Империи возрождались на древней армянской земле. Мало кто сейчас знает, какого расцвета достигла эта земля за совсем короткий срок мирной жизни, как крепла дружба христианских народов. В Карсе и во всей области возрождались и строились не только христианские соборы. Не замолк и ни один карсский минарет.

Но черная зависть, дикая месть возобладали над здравым смыслом, и Порта всею силою своего и подаренного недоброжелателями оружия стала уничтожать народ, осмелившийся возрождать свою веру, украшать свою землю. Армянскому народу стали мстить только за то, что этот народ – армяне», - пишет автор.

http://panorama.am/r.../genocide-book/

Edited by Edo Milanian

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ребят не поможите есть ли книга по истории Армении на русском языке????? Очень хочу прочесть, но на армянском навряд ли осилю!

Дэвид Лэнг "Армяне Народ Созидатель"

foto120.jpg


/>http://depositfiles.com/ru/files/5450438

Edited by levonjan

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обнаружены армянские серебряные кресты 6-7 веков

Armenia Today [ 22.11.2010 | 18:55 ] Общество , Армения , В мире

6298.jpg

Британский историк Тим Гринвуд утверждает, что обнаружил, по меньшей мере, три армянских средневековых серебряных креста, хотя до сих пор ученые считали, что армянские серебряные кресты этого периода не сохранились. Об этом сообщает радиостанция Азатутюн.

Преподаватель университета Святого Эндрюса, историк Тим Гринвуд на днях в

Лондонском университете востоковедения и африковедения прочел лекцию, посвященную своим открытиям, и впервые представил общественности фотографии этих крестов.

О существовании крестов историк узнал случайно, все началось с электронного письма.

«В феврале я неожиданно получил электронное письмо. Автор письма сообщал, что у него есть один старинный серебряный крест с надписью на армянском языке. Он попросил одного священника в Алеппо перевести надпись, а меня просил проверить перевод священника. Я предложил показать мне оригинал надписи на армянском, и именно тогда я увидел фотографии креста. Это было просто потрясающе, и я понял всю его важность для истории армянского искусства», - говорит Гринвуд.

Ученый утверждает, что содержание надписи, форма букв, а также форма креста подтверждают, что он был изготовлен в 6-7 веках. Этот период историк называет поздним средневековьем. Из надписи лишь известно, что крест был изготовлен по заказу некого Нерсега из провинции Хорхоруняц, но подробности его истории и того, кому он принадлежал, пока не известны.

В результате исследований, проведенных после этого первого открытия, в Стамбульском археологическом музее Гринвуд обнаруживает еще 2 креста, которые также датируются 6-7 веками.

«Сведения об одном из этих крестов были опубликованы, но это была книга о византийском искусстве. О другом до сих пор вообще не было известно. Я написал руководству музея, попросив разрешить мне провести исследование крестов, но пока никакого ответа не получил. А фотографии мне удалось получить только с помощью находящегося в Турции друга».

Тим Гринвуд рассказывает, что его дед в годы Первой мировой войны жил в Грузии, и о Кавказе он слышал с детства. После изучения истории в Оксфордском университете Гринвуд специализировался на изучении истории Ближнего Востока, а сейчас занимается в основном историей Армении и Кавказа. Сегодня он не только очень хорошо владеет грабаром, но и преподает язык своим студентам в университете Сент-Эндрюс.

«В своих исследованиях, изучая греческие источники, я часто соприкасался с армянским материалом и все больше и больше заинтересовывался армянской историей. Сейчас мне кажется, что я пока исследую лишь поверхность, и под этим богатым слоем скрыты большие сокровища», - говорит историк.

Ученый планирует опубликовать свое исследование весной 2011 года. По его словам, тогда же будет продемонстрирован первой крест, который находится у частного лица. Владелец этого креста пока желает оставаться неизвестным. Гринвуд уверен, что это открытие является чрезвычайно важным для изучения истории и искусства Армении, и надеется, что важность крестов заставит и турецкий археологический музей представить хранящиеся у него в архиве кресты общественности.

Edited by karapetyan shota 78

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ирина Гаюк: Армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают

06.03.11 17:35

Analitika.at.ua

Известный украинский ученый, философ, арменовед, кандидат философских наук Ирина Яковлевна Гаюк, ответила на вопросы Analitika.at.ua.

– Ирина Яковлевна, Вы автор «Энциклопедии армянской культуры в Украине», как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?

– Вы знаете, отвечать на такие вопросы трудно. Сказать – большая или маленькая роль – не сказать ничего, да и количественные критерии тут неуместны. Веками, а может быть – тысячелетиями, армяне были на этих землях: приезжали с разными миссиями, останавливались кратковременно, оседали надолго, и это самое главное. Они здесь были и они здесь есть. Армяне оставили заметный след во всех сферах жизни, и без них история, культура, да и просто жизнь других народов на украинских землях была бы другой.

– Какие исторические события, по вашему мнению, наиболее ярко подчеркивают дружбу двух народов?

– Прежде всего, это Великая Отечественная война. Многие армяне, в том числе Герои Советского Союза, принимали активное участие в боях за освобождение Украины, в партизанском движении на этих землях. Украинцы, в свою очередь, поддерживали армян в это тяжелое время. Так, когда в 1943 г. гестапо по анонимному доносу арестовало местоблюстителя Армяно-католической Церкви во Львове капитульного викария Дионизия Каэтановича, за него хлопотал митрополит УГКЦ владыка Андрей Шептицкий и, благодаря его заступничеству, а также внесенной им немалой сумме денег, Каэтановича освободили.

Если обратиться к средневековой истории, то один из случаев описывает знаменитый историк, армянин, Садок Баронч: когда в 1672 г. турки осадили Львов, к ним была отправлена делегация представителей города, в число которых входили и армяне. За снятие осады турки потребовали выкуп в 80 тыс.дукатов и еще 9 заложников из представителей наиболее уважаемых львовских семей. Двумя, такими добровольными заложниками стали львовские армяне Габриэль Бернатович и Якуб Яськевич (для Бернатовича пребывание у турков оказалось роковым и после возвращения из неволи в 1677 г. он умер). Кстати, когда после публикации в 1856 г. во Львове книги С. Баронча «Żywoty sławnych Ormian v Polsce» против него началась разгромная кампания, инспирированная богатым армянским семейством Кшечуновичей, в защиту талантливого историка выступили известные ученые и общественные деятели, в числе которых был Иван Вагилевич. А С. Баронч изучал не только историю армян Галиции, но интересовался и украинским фольклором, результатом чего стал изданный им на собственные средства в 1866 г. сборник «Басни, анекдоты, предания, поговорки и песни на Руси». Ну, и конечно же нельзя не вспомнить блестящего ученого-химика, врача и фармацевта, известного, прежде всего, как первооткрывателя минеральных вод Трускавца и одного из первых исследователей минеральных вод Немирова, Шкло и т.д. Теодора Торосевича.

– Какие страницы общей армяно-украинской истории Вы бы отметили? Не считаете ли, что такой факт, как армянское происхождение принцессы Анны несправедливо умалчивается?

– Частично на этот вопрос я уже ответила. Что же касается царевны Анны, то здесь, думается, вопрос или проблема не в замалчивании, а в малоизученности этого вопроса. Это с одной стороны, а с другой – все вопросы, связанные с плохим освещением армянской тематики, напрямую связаны с плачевным состоянием востоковедения в Украине. Не секрет, что уровень развития науки и культуры в стране зависит от государственной политики в этих сферах. Если в советское время было понятно, почему востоковедение не было в почете у «власть предержащих» – изучая Восток, вырисовывалась совсем другая, заметно отличающаяся от официально санкционированной, история Украины, то ответить на вопрос, почему развитие востоковедения (а значит, и арменистики) сейчас практически не развивается государством, очень трудно. Помимо этого, думаю, есть еще одна причина умалчивания армянского происхождения Анны – чисто политическая: люди, занимающие высокое положение в государстве, как правило, являются выразителями интересов и воли прежде всего данного государства, а не этноса или нации, к которым они относятся. Однако полностью исключать этно-национальный фактор тоже нельзя, просто в каждом случае степень его проявления нужно изучать индивидуально, а не механически, только по факту генетической принадлежности.

Армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают. И, очевидно рассматривать ее фигуру в контексте армяно-украинских отношений тоже имеет смысл по ряду причин. Во-первых, в контексте крещения Руси князем Владимиром, что непосредственно связано с Анной. Оставляя в стороне перипетии херсонесской войны и заключения брачного союза, с этим событием связан радикальный поворот в истории Украины – смена вероисповедания, которая означала коренную перестройку всего жизнеустройства народов, населявших эти земли. Но если официальное крещение Руси произошло при Анне, то и с ней на Русь прибыли официальные представители Церкви, ставшей государственной. А поскольку Анна, естественно, была армянкой-халкедониткой, то вероятнее всего именно с ней на Русь прибыло какое-то количество армян-халкедонитов. О том, что на Руси были как армяне – верные Армянской Апостольской Церкви, так и армяне–халкедониты, свидетельствует антиармянская полемика на Руси в 11-12 вв. Отмечая этот факт, проф. Я.Дашкевич считал, что это были выступления киевской православной иерархии против «своих конкурентов в прошлом». Но, думается, вряд ли события далекого прошлого, если только они напрямую не касаются настоящего, вызвали бы столь яростные выпады против представителей традиционного армянского вероисповедания. Тогда как если представители киевской иерархии были из числа армян-халкедонитов, а в Киеве в то время, как известно, была сильная армянская колония, имевшая, как минимум, одну традиционную церковь на Подоле, то такие выступления становятся понятными. По мнению Я.Дашкевича, именно армяне-халкедониты могли принести с собой на Русь восточные календарные системы, что отобразилось и в русском летописании. А что касается столь распространенного в Киевской Руси культа святых Григория Просветителя и Девы Рипсимэ, то, хотя они были и есть общеправославными святыми, но думается, столь широкое их почитание на Руси, а также их иконография согласно канонам Армянской Апостольской, а не Византийской Церкви, тоже связаны с царевной Анной и теми священниками-халкедонитами, которые, прибыли с ней в Киев. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский отмечал, что Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных.

Еще один интереснейший вопрос связан с детьми Анны и Владимира. Твердого мнения на этот счет нет: предполагают, что дочерьми Анны, по-видимому, были Мария-Добронега – впоследствии жена польского князя Казимира I, и возможно, Феофана – жена новгородского посадника Остромира. А вот мысль о том, что Анна являлась также матерью князей Бориса и Глеба, по мнению многих, не представляется обоснованной, ведь в летописях и источниках об этом ничего не говорится. Но я бы пока не была столь категорична: во-первых, о том, что Анна была матерью Бориса и Глеба писали такие известные русские историки как В. Татищев и С. Соловьев; во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в источниках того времени рассказывается о паломничестве армянских купцов к вышгородской церкви-усыпальнице святых Бориса и Глеба; в-третьих, именно житие святых Бориса и Глеба было переведено с древнерусского на армянский язык; и наконец, именно «Житие святых Бориса и Глеба» приблизительно в 30-х гг. 13 в. вошло в армянские «Четьи-Минеи» и осталось в них по сей день. Столь, скажем, повышенное внимание со стороны армян именно к св. Борису и Глебу вряд ли можно назвать случайным, тогда как их армянские корни вполне объясняли бы этот факт. Но эта тема требует отдельного серьезного исследования.

– Также мало работ историков на русском и украинском языках об армянах Львова и Галичины

– Вы правы, работ об армянах Львова и Галиции на русском и украинском языках совсем немного. А причины все те же: в советское время развитие ориенталистики в Украине было условным. По большому счету, украинская советская арменистика представлена профессором Ярославом Романовичем Дашкевичем; другие ученые лишь иногда обращались к армянской тематике.

– Что Вы думаете о скудности преподавания даже в школах истории народов, которые веками проживают на территории Украины?

– Как деликатно Вы выразились – «скудость»! Думаю, что, к огромному сожалению, пока нельзя говорить даже о «скудости» преподавания истории национальных меньшинств в Украине. Поскольку такого предмета в учебных программах – как школьных, так и вузовских – попросту не существует. То, что это обедняет мировоззрение людей – первое «плохо», а второе «плохо», что никакая настоящая украинистика невозможна без востоковедения, а значит, и без арменистики, о чем писал еще в 1920-х гг. известнейший украинский ориенталист А. Крымский.

– Каким образом, на Ваш взгляд, пропаганда ориенталистики может способствовать формированию национальной идеи в Украине?

– Национальная идея не может сформироваться без национальной истории, а национальная история Украины – настоящая – невозможна без изучения Востока.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Menq patmabanner unenq forumum?

Yete ayo, ov karogha tramadrel voch-haykakan axpyurner Avarayri masin?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А есть у кого-нибудь русскоязычный текст с подробной историей Армении?

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тест драйв Mazda в Армении!!!

Описание Армении


/>http://auto.mail.ru/testdrive.html?id=34677

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тест драйв Mazda в Армении!!!

Описание Армении

http://auto.mail.ru/...e.html?id=34677

фотки хорошие, но комментарий про Геноцид- турецкий.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites


/>http://www.youtube.com/watch?v=u3P1iay4lC0&feature=feedu

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Телеканал "Культура". Фильм о монастырях Санаин и Ахпат.


/>http://www.youtube.com/watch?v=QDez0WeDP4I&feature=feedu

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0